Компания Дня - UBER

___

Berkshire Hathaway Inc., компания, управляемая Уорреном Баффетом с 1970 года, в начале этого года объявила о намерении предложить конвертируемый кредит, так называемый «резюме», который может быть конвертирован в акционерный капитал, в компанию UBER TECHNOLOGY INC. Такая договорённость защитила бы фирму Баффета, если бы Убер столкнулся с финансовыми трудностями и обеспечил значительный потенциал роста, если бы его цена акций подорожала. Речь идёт о 3 миллиардах долларов. В обмен на принятие этих условий, UBER, который совсем недавно пострадал от нескольких скандалов и сообщил об убытке в размере 4,5 млрд. долл. США, получил бы одобрение от одного из самых значимых инвесторов в мире, а также избавился бы от приличного денежного дефицита.

История Убер началась в Париже в 2008 году. Два друга, Трэвис Каланик и Гарретт Кемп, присутствовали на ежегодной технической конференции LeWeb, которую называют местом, «где собираются революционеры, чтобы замышлять будущее».

В 2007 году оба продали стартапы, в которые были вложены крупные суммы. Судите сами: Каланик продал Red Swoosh Akamai Technologies за 19 миллионов долларов, в то время как Camp продал StumbleUpon на eBay за 75 миллионов долларов.

Развеяв миф о том, что в этой жизни уже все идеи реализованы, одной зимней ночью после конференции, эта пара не смогла заказать такси. Так родилась идея о компании, которая бы предоставляла лимузины по принципу тайм-шера, которые можно было заказать через приложение. После конференции предприниматели пошли разными путями, но когда Кемп вернулся в Сан-Франциско, он не расстался с этой идеей и купил доменное имя UberCab.com.

В 2009 году Кемп все ещё был генеральным директором StumbleUpon, но он начал работать над прототипом UberCab в качестве дополнительного проекта. К лету того же года Кемп убедил Каланика присоединиться к «Главному инкубатору» Ubercab. Первый заказ был осуществлён в Нью-Йорке в начале 2010 года, использовались только три автомобиля, а официальный запуск состоялся в Сан-Франциско в мае.

Райан Грейвс, который был генеральным директором Uber и важной фигурой на первых порах развития компании, стал генеральным директором Uber в августе 2010 года. В декабре 2010 года Каланик снова занял пост генерального директора, а Грейвс занял должность главного операционного директора и члена правления.

Простота заказа автомобиля быстро развила популярность приложения. При нажатии кнопки можно заказать поездку; GPS определил местоположение, и стоимость была автоматически списана с карты пользователя. В октябре 2010 года компания получила первое крупное финансирование - $ 1,25 млн. от First Round Capital.

Что стало причиной смены имени?

В октябре 2010 года компания получила так называемый cease-and-desist order, предупреждение о незаконности деятельности с предписаниями о том, что надо изменит от Агентства по городскому транспорту Сан-Франциско. Одной из основных претензий было использование слова «cab» в названии UberCab. Требование было незамедлительно выполнено, имя UberCab поменяли на Uber и купили доменное имя Uber.com у Universal Music Group.

Интересным в развитии компании был 2011 год. В начале года компания осуществила первый значимый раунд финансирования венчурного капитала, так называемый Series A round в размере 11 миллионов долларов от Benchmark Capital, и продолжила своё развитие в Нью-Йорке, Сиэтле, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, США, а также за рубежом в Париже. В декабре на конференции LeWeb 2011 года Каланик объявил, что UBER собрал 37 миллионов долларов в финансировании серии B от Menlo Ventures, Jeff Bezos и Goldman Sachs. В 2012 году компания расширила свое предложение, выпустив UberX, который предоставил менее дорогой гибридный автомобиль в качестве альтернативы. В июне 2016 года UBER получил 3,5 млрд долларов из Фонда благосостояния Саудовской Аравии.

UBER не является публичным и не обязан открыто информировать о своих доходах, но в апреле 2017 года UBER впервые опубликовал свою финансовую отчётность в Bloomberg и сообщил о глобальном убытке в размере 3,8 млрд. долл. США на 2016 год. В него были включены потери от его бизнеса в Китае, который был продан летом 2016 года - без него чистые скорректированные убытки составили 2,8 млрд. долл. США. Компания также сообщила Bloomberg, что чем больше она переходит на свою UberPool - услугу по управлению автомобильным транспортом, тем быстрее растёт доход, и эти изменения сделали четвёртый квартал 2016 года немного стабильнее за счёт роста выручки на 76%. Однако убытки продолжали расти убытки на 5%.

Во время своего расширения UBER столкнулся с проблемами со стороны индустрии такси и правительственных регулирующих органов. В рамках своей стратегии по преодолению проблем конкурентной борьбы компания наняла Дэвида Плуффа, высокопоставленного политического и корпоративного стратега, который работал над президентской кампанией Обамы в 2008 году.

В 2014 году таксисты в Лондоне, Берлине, Париже и Мадриде организовали крупномасштабный протест против UBER. Такси компании утверждали, что, поскольку UBER избегает их дорогих лицензионных сборов и обходит местные законы, он создает недобросовестную конкуренцию. Дело было рассмотрено высшим судом Европы в декабре 2016 года.

Совсем недавно, в Нью-Йорке, выяснилось, что UBER ошибочно взимал подоходный налог с комиссионных водителей на основе доналогового дохода, ошибка обошлась нанятым водителям в десятки миллионов долларов. Компания заявила, что это ошибка учёта, и она обязалась полностью вернуть полученные суммы. Этот вопрос вызывает вопросы о справедливости того, кто в конечном итоге уплачивает налоги.

Как бывший владелец транспортной компании в Канаде, я понимаю то, с чем столкнулась компания в июне этого года: нью-йоркский судья постановил, что водители UBER следует рассматривать как служащих, а не независимых подрядчиков, как это утверждала компания. Что это значит для компании? Прежде всего выплаты с доходов с заработанной платы водителей не только подоходного налога, но и отчислений в пенсионный и страховой фонды. Следовательно, за этим неизбежен рост цен на услуги. Для водителей это гарантированное получение бенефитов наёмных работников, оплачиваемый отпуск. Безусловно, это оказало бы существенное влияние на итоговую прибыль. UBER обжаловал это решение.

Совсем недавно UBER потерял лицензию на работу в Лондоне, где в компании работали 40 000 зарегистрированных водителей. Текущая лицензия заканчивается 30 сентября, однако компания имеет 21 день, чтобы подать апелляцию, чем сейчас компания и занимается.

UBER использует автоматизированный алгоритм для повышения цен на основе спроса и предложения на рынке. В новогоднюю ночь 2011 года цены выросли до семикратных стандартных ставок. Реакция клиентов была самая негативная. вызвало отрицательный отклик у пользователей. В декабре 2013 года в Нью-Йорке была подобная ситуация во время снежного шторма. В последнее время UBER принимает меры по ограничению ценообразования.

Одной из самых жестких войн с конкурентами была война между UBER и ее ближайшим соперником LYFT. В 2014 году, как UBER, так и LYFT, утверждали, что их водители и сотрудники занимались саботажем, регулярно отменяя поездки и услуги друг друга. Каланик также открыто признался, что пытался подрывать усилия LYFT по сбору средств на благотворительность, о чём было сообщено в статье журнала Vanity Fair.

UBER имеет коммерческие программы доставки, такие как служба доставки еды, UberEATS и курьерская служба в тот же день под названием UberRUSH. UBER также предлагает UberPool, который позволяет водителям забирать нескольких пассажиров в течении одной поездке, что делает его более дешёвым вариантом по сравнению с UberX и UberBlack. В этом году компания в партнёрстве с Barclays выпустила кредитную карту с совместным брендом в США. Как сообщается, карта Visa Uber будет бесплатной и получит стартовый бонус в размере 100 долларов США. Он также будет предлагать денежные средства на расходы, включая кафе, авиабилеты и некоторые онлайн-транзакции.

2017 год был жестоким годом для UBER. Проблемы начались в феврале, когда бывшая женщина-инженер высказалась о недопустимой в компании дискриминации по половому признаку в блоге на 3000 слов. Утверждалось, что корпоративная культура UBER была очень враждебной и довольно оскорбительной для большинства людей. Сообщение быстро распространилось, и ряд высокопоставленных сотрудников были уволены или подали в отставку в ближайшие месяцы. После сообщения в блоге совет потребовал провести внутреннее расследование, которое стало известно как «Holder Investigation» (его возглавил бывший генеральный прокурор Эрик Холдер). Результатом расследования стало 47 рекомендаций, направленных на улучшение культуры и условий труда, и, по словам UBER, увольнение более 20 сотрудников.

В последующие месяцы скандалы, казалось, преследовали как компанию, так и ее генерального директора. Письма были опубликованы в прессе, которые подтвердили, что вышеупомянутые настроения пришли сверху вниз - в том числе и от самого Каланика. Он также был пойман на видео, где он лично спорил с водителем UBER о снижении тарифов, что не укрепило его имидж в глазах общественности.

Одновременно UBER судился с Alphabet's, который утверждает, что их бывший сотрудник похитил секреты, связанные с технологией вождения без участия человека. Этот случай был урегулирован в начале 2018 года. Кроме того, газета «Нью-Йорк таймс» показала, что UBER использовал специальные программы, которая позволила бы ей действовать в районах, где их деятельность была незаконной, что привело к уголовному расследованию.

UBER попал, возможно, в самый тяжелый период в марте 2018 года, когда самоходный автомобиль смертельно ударил пешехода, в результате чего компания временно приостановила все испытания. В мае 2018 года Убер объявил, что он остановит свою программу тестирования в Аризоне, но будет проводить ее в другом месте. Время покажет.

___